+7 (985) 923-74-53

Невозможно дать универсальное определение человеческой красоты , поскольку конкретные особенности варьируются для различных культур и эпох. Широкие рубцы могут быть признаком красоты для нигерийца, однако вряд ли они будут считаться таковыми в нашей культуре. Татуировки широко распространены на Ближнем Востоке в качестве символа красоты. Растягивание губ и ушных мочек или удлинение шеи при помощи многочисленных золотых колец, как это принято в культурах некоторых племен, - все это так же очень далеко отстоит от идеалов красоты, принятых на Западе.

Даже если мы оставим попытки составить универсальное определение красоты и ограничимся одной конкретной культурой и эпохой, все равно будет затруднительно установить точные критерии того, что следует считать красивым.

Однако существуют несколько твердо установленных параметров и пропорций человеческого тела, которые считают эталоном. Леонардо Да Винчи был одним из первых на Западе, кто изучил и дал количественное определение подобных параметров, и представленные им анатомические пропорции до сих пор изучают в школах искусства во всем мире. В своем описании " божественных пропорций" Да Винчи в подробностях приводит соотношения между различными частями человеческого тела. Расстояние от подбородка до носа равно расстоянию от бровей до линии роста волос, а так же равно высоте ух а: эти три интервала разделяют лицо на три равные части.<Расстояние между глазам и должно быть равно дли не глаза , а ноздри не должны выступать за вертикальные линии, проведенные из внутренних углов глаз. Рот идеальной красавицы не должен выходить за вертикальную линию, проведенную от внутреннего края радужной оболочки глаза. Другие идеальные пропорции предусматривают, что высота лица должна быть равна длине кисти, а глаза должны располагаться в центре головы, если измерять ее высоту от верхней точки черепа до подбородка. До того, как анатомические исследования по зволили установить истину, художники полагали, что верхняя губа имеет три мышцы, а нижняя - две. Теперь мы знаем, что форму рта определяет одна кольцевая мышца, а форму губ определяют другие факторы. Лицо также можно подразделить на эстетические единицы: нос, верхняя губа, щеки, подбородок и лоб. Такой подход важен в пластической хирургии, где хирург пытается ограничить свою работу анатомическими единицами.


Определение пропорций лица стало важной частью планирования операций по коррекции врожденных дефектов. В наши дни хирург может пользоваться рентгеном, базируя свою работу на так называемых антропометрических точках на костях - например, верхненосовая точка, которая расположена на носовой кости прямо между глазами; субназальная точка соединения носовой перегородки и верхней губы, расположенная под носом; и подбородочная точка гнатион, отмечающая середину нижней челюсти. Несколько различных точек на лице могут быть определены и измерены при проведении оценки величины отклонения их положения от нормального при помощи рентгеновского исследования. Такая возможность является очень ценным средством при оценке недоразвития или чрезмерного развития челюстей после операции по поводу расщелины неба, например, или при некоторых врожденных деформациях черепа. Таким образом, существует много четких определений того, что можно считать нормальным, а что является отклонением от нормы. Эстетические идеалы определены также и для других частей тела, хотя они далеко не столь детальные, как для лица.


Для пластического хирурга важно обладать знаниями об идеальных пропорциях нормального лица и тела. Также важно помнить, что отклонение от идеальных пропорций может быть совсем небольшим и незаметным и тем не менее вызывать значительное беспокойство у пациента. Первоочередная задача пластической хирургии состоит не в изменении внешности пациента таким образом, чтобы она соответствовала некой "средней национальной норме", а подкорректировать ее так, чтобы пациент был ею доволен. К сожалению, степень душевного страдания пациента редко пропорциональна величине самого дефекта.

Все права защищены, 2015, Ключников В.В.